Лев и овца

Византийская философия
Серия при издательстве СПбГУ


Том 2
Максим Исповедник
: Письма / Пер. Е. Начинкин; сост. Г. И. Беневич; предисл. Ж.-К. Ларше. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. – 288 с.


Ответственный редактор: Д. С. Бирюков


Второй том серии «Византийская философия» впервые представляет русскому читателю перевод корпуса Писем выдающегося богослова и философа VII в. прп. Максима Исповедника. В настоящий том Писем прп. Максима включены не только те его письма, которые под этим заглавием были собраны и изданы Ф. Комбефисом и входят в греческую патрологию Миня, но и ряд других писем, в частности, проливающих свет на отношение прп. Максима к месту Римского престола в Церкви. Особый интерес представляет перевод найденного в XX в. окончания Письма VIII, свидетельствующего об отношении прп. Максима к насильственному крещению иудеев в Карфагене в 632 г. Подавляющее большинство публикуемых писем никогда не переводилось на русский язык. Публикацию Писем предваряет вступительная статья известного специалиста по прп. Максиму Ж.-К. Ларше.

Письма прп. Максима являются важным источником, освещающим его богословские и философские взгляды. В них рассматриваются не только классические философские вопросы, но они свидетельствуют и о специфике понимания прп. Максимом основных терминов христианской философии, таких как «ипостась», «сущность», «энергия», «ипостасная особенность». Кроме того, Письма прп. Максима являются ценнейшим источником для понимания его аскетического учения, учения о любви к Богу и ближнему, а также источником по истории Церкви и Византии VII в.




Содержание

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Ж.-К. ЛАРШЕ. ВВЕДЕНИЕ

I. Значение писем

II. Христологические письма

1. Введение

2. Христология Севира Антиохийского и его учеников

3. Взгляд Максима на христологию Севира

4. Защита православной христологии через критику христологии монофизитской

a) Две природы Христа и их сохранение после соединения

б) Существуют две природы, а не одна

в) Православный смысл выражения святого Кирилла «единая природа Бога Слова воплощенная»

г) Ипостасное соединение природ

д) Христос не является одной составной природой

е) Составная ипостась Христа

ж) «Природы, из которых, в которых и которые есть Христос»

з) Общение идиом

и) Человеческая природа Христа воипостазирована

5. Смысл Письма XIX

III. Письмо II, к кубикуларию Иоанну, о любви

IV. Особенный интерес, который представляют некоторые другие письма

V. Адресаты «писем» и биографические и исторические сведения о них

ОТ ПЕРЕВОДЧИКА

ПИСЬМА, ВОШЕДШИЕ В СОБРАНИЕ Ф. КОМБЕФИСА (пер. Е. Начинкина)

Письмо I. Слово увещевательное в виде письма. Рабу Божиему господину Георгию, преблагословенному наместнику Африки

Письмо II. Кубикуларию Иоанну о любви

Письмо III. Тому же

Письмо IV. Тому же, о печали по Богу

Письмо V. Константину

Письмо VI. Святейшему и блаженнейшему архиепископу Иоанну о том, что душа бесплотна

Письмо VII. Пресвитеру Иоанну о том, что душа и после смерти сохраняет действие мысли и не утрачивает ни одной из своих естественных способностей

Письмо VIII. Тому же

Письмо IX. Пресвитеру и игумену Фалассию

Письмо X. Кубикуларию Иоанну

Письмо XI. Игуменье о монахине, вышедшей из монастыря и раскаявшейся

Письмо XII. Кубикуларию Иоанну о правых догматах Церкви Божией и против еретика Севира

Письмо XIII. Краткое слово к иллюстрию Петру против учения Севира

Письмо XIV. Тому же послание учительное

Письмо XV. Об общем и особом, то есть о сущности и ипостаси, Косьме, богоугоднейшему диакону Александрии

Письмо XVI. Тому же

Письмо XVII. Юлиану, схоластику Александрии, о церковном учении относительно воплощения Господа

Письмо XVIII. Написанное от лица Георгия, преблагословенного наместника Африки, александрийским монахиням, отпавшим от соборной Церкви

Письмо XIX. Пирру, святейшему пресвитеру и игумену

Письмо XX. Монашествующему Марину

Письмо XXI. Святейшему епископу Кидонии

Письмо XXII. Авксентию

Письмо XXIII. Пресвитеру Стефану

Письмо XXIV. Сакелларию Константину

Письмо XXV. Пресвитеру и игумену Конону

Письмо XXVI. Пресвитеру Фалассию, спросившему, как это некоторые из языческих царей ради Божиего гнева, угрожавшего их подданным, приносили в жертву детей и родственников, и гнев прекращался, как описано у многих древних писателей

Письмо XXVII. Кубикуларию Иоанну

Письмо XXVIII. Епископу Кирисикию

Письмо XXIX. Тому же

Письмо XXX. Епископу Иоанну

Письмо XXXI. Тому же

Письмо XXXII. Авве Полихронию

Письмо XXXIII. Тому же

Письмо XXXIV. Тому же

Письмо XXXV. Тому же

Письмо XXXVI. Тому же

Письмо XXXVII. Тому же

Письмо XXXVIII. Тому же

Письмо XXXIX. Тому же

Письмо XL. Тому же пресвитеру и игумену Фалассию

Письмо XLI. Тому же

Письмо XLII. Тому же

Письмо XLIII. Кубикуларию Иоанну

Письмо XLIV. Тому же

Письмо XLV. Тому же

ПИСЬМА, НЕ ВОШЕДШИЕ В СОБРАНИЕ Ф. КОМБЕФИСА

Письмо святого Максима к игумену Фалассию (Письмо А) (пер. З. А. Барзах)

Того же [Максима] к благочестивейшему Стефану, пресвитеру и игумену (Письмо B) (пер. З. А. Барзах)

Богословско-полемический трактат XII. Из письма того же святого Максима, написанного к славному Петру, где он упоминает Пирра, святого софрония, епископа иерусалимского и папу Гонория (пер. З. А. Барзах)

Письмо от монаха Максима монаху Софронию, называемому Евкратом (Окончание Письма VIII) (пер. Г. И. Беневича)

ПРИЛОЖЕНИЕ: Г. И. Беневич. По поводу окончания письма VIII прп. Максима


УКАЗАТЕЛЬ МЕСТ ИЗ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ


На главную страницу





Hosted by uCoz